SoftCraft
разноликое программирование

Top.Mail.Ru

Нейроинформатика. Учебное пособие


Оглавление | Введение | П1 | П2 | П3 | Литература
Лекции: 1, 2-3, 4-6, 7.1, 7.2, 8, 9, 10, 11.1, 11.2-12, 13-14, 15-16


Лекция 7.2. Задачник и обучающее множество

Эта глава посвящена одному из наиболее важных и обделенных вниманием компонентов нейрокомпьютера – задачнику. Важность этого компонента определяется тем, что при обучении сетей всех видов с использованием любых алгоритмов обучения сети необходимо предъявлять примеры, на которых она обучается решению задачи. Источником данных для сети является задачник. Кроме того, задачник содержит правильные ответы для сетей, обучаемых с учителем. Аппаратная реализация этого компонента в общем случае неэффективна.

В этой главе рассматриваются основные структуры и функции компонента задачник. Отметим, что задачник рассматривается только с точки зрения его использования нейронной сетью. Совершенно очевидно, что невозможно предусмотреть всех вариантов интерфейса между пользователем и задачником. Действительно, было бы странно, если бы в одном и том же интерфейсе обрабатывались задачники, содержащие только числовые поля, задачники, содержащие исключительно графическую информацию и задачники смешанного типа.

Структуры данных задачника

С точки зрения нейрокомпьютера задачник представляет собой прямоугольную таблицу, поля которой содержат информацию о входных данных примеров задачи, правильные ответы и другую информацию. На данный момент существует три основных способа хранения однотипных данных – базы данных, электронные таблицы, текстовые файлы. Основными критериями выбора являются удобство в использовании, компактность и универсальность. Поскольку задачник должен хранить однотипные данные и предоставлять их для обработки другим компонентам нейрокомпьютера, а не производить вычисления, то функционально задачник должен являться базой данных. Наиболее подходящим кажется формат табличных (реляционных) баз данных.

В современных операционных системах предусмотрены различные способы обмена данными между приложениями (устройства, передающие информацию с датчиков, так же будем считать приложениями). Наиболее универсальным является обмен в символьном формате. Вопрос конкретной реализации обмена выходит за рамки данной работы, поскольку это чисто технический вопрос. Вне зависимости от того, каким путем и из какого приложения данные попали в задачник, их представление должно быть одинаковым (принятым в данной реализации задачника). То есть, откуда бы не получал данные задачник, остальные компоненты нейрокомпьютера всегда получают данные от задачника в одном и том же виде. Этот вид зафиксирован в приложении при описании стандарта компонента задачник.

Поля задачника

Далее будем полагать, что задачник является реляционной базой данных из одной таблицы или набора параллельных таблиц. Каждому примеру соответствует одна запись базы данных. Каждому данному – одно поле. В данном разделе рассмотрены допустимые типы полей, с точки зрения типа хранящихся в них данных. В разд. «Состав данных задачника» все поля разбиваются по смысловой нагрузке. Все поля базы данных можно разбить на четыре типа – числовые поля, текстовые поля, перечислимые поля и поля типа рисунок.

Числовые поля. Поля числовых типов данных Integer, Long и Real (см. раздел «Стандарт типов данных» в приложении) предназначены для хранения различных чисел. Поля числового типа могут нести любую смысловую нагрузку.

Перечислимые поля. Поля перечислимого типа служат для хранения качественных признаков – полей базы данных, содержащих, как правило, текстовую информацию, но имеющих малое число различных значений. Простейшим примером поля перечислимого типа является поле «пол» – это поле может принимать только два значения – «мужской» или «женский». Поле перечислимого типа не хранит соответствующего текстового значения, вместо него в поле содержится номер значения. Поля перечислимого типа могут быть только входными данными, комментариями или ответами.

Строки (текстовые поля). Поля текстового типа предназначены для хранения тестовой информации. Они могут быть только комментариями.

Рисунок. Поля типа рисунок предназначены для хранения графической информации. В данной работе не устанавливается способ хранения полей типа рисунок. В приложении оговаривается только способ хранения полей типа рисунок на диске для файлов задачника, созданного в нейрокомпьютере. При передаче рисунков предобработчику используется формат, согласованный для предобработчика и задачника.

Состав данных задачника

Компонент задачник является необходимой частью нейрокомпьютера вне зависимости от типа применяемых в нем нейронных сетей. Однако в зависимости от решаемой задачи содержимое задачника может меняться. Так, например, для решения задачи классификации без учителя используют нейросети, основанные на методе динамических ядер [224, 262] (наиболее известным частным случаем таких сетей являются сети Кохонена [131, 132]). Задачник для такой сети должен содержать только массивы входных данных и предобработанных входных данных. При использовании обучаемых сетей, основанных на принципе двойственности, к задачнику необходимо добавить массив ответов сети. Кроме того, некоторые исследователи хотят иметь возможность просмотреть ответы, выданные сетью, массив оценок примера, показатели значимости входных сигналов и, возможно, некоторые другие величины. Поэтому, стандартный задачник должен иметь возможность предоставить пользователю всю необходимую информацию.

Цвет примера и обучающая выборка

Довольно часто при обучении нейронных сетей возникает необходимость использовать в обучении не все примеры задачника, а только часть. Например, такая возможность необходима при использовании метода скользящего контроля для оценки качества обучения сети. Существует несколько способов реализации такой возможности. Кроме того, часто бывает полезно приписать примерам ряд признаков. Так, при просмотре задачника, пользователю полезно видеть степень обученности примера (например, отображать зеленым цветом примеры, которые решаются сетью идеально, желтым – те, которые сеть решает правильно, но не идеально, а красным – те, при решении которых сеть допускает ошибки).

Ту часть задачника, которая в данный момент используется в обучении нейронной сети, будем называть обучающей выборкой. Для выделения из задачника обучающей выборки предлагается использовать механизм «цветов». Если все примеры покрашены в некоторые цвета, то обучающую выборку можно задать, указав цвета примеров, которые необходимо использовать в обучении. В соответствии с предлагаемой схемой, каждый пример покрашен каким–то цветом, а при задании обучающей выборки можно задать комбинацию цветов. Схема работы с цветами детально рассмотрена в разделе «Переменные типа цвет и операции с цветами» приложения.

Выделенную с помощью механизма цветов часть задачника будем далее называть текущей выборкой. Обучающая выборка является частным случаем текущей выборки.

Входные данные

Входные данные – данные, необходимые для решения сетью примера. Входные данные являются массивом. Существует всего несколько видов входных данных. Каждый элемент массива входных данных может быть:

числом;

полем с ограниченным числом состояний;

рисунком.

Комментарии

Пользователю, при работе с задачником, часто бывает необходимо иметь возможность идентифицировать примеры не только по номерам. Например, при работе с медицинскими базами данных полезно иметь поле, содержащее фамилию больного или номер истории болезни. Для этих целей в задачнике может потребоваться хранить массив комментариев, которые не могут быть использованы в обучении. Кроме того, при исключении какого либо входного сигнала из множества входных сигналов, он не исключается из задачника полностью, а переводится в комментарии.

Предобработанные данные

Предобработанные данные – это массив входных сигналов сети, полученный из входных данных после предобработки, выполняемой компонентом предобработчик. Хранение задачником этого массива необязательно. Каждый элемент массива предобработанных данных является действительным числом. Следует отметить, что любая нетривиальная предобработка, как правило, изменяет длину массива.

Правильные ответы

Правильные ответы – массив ответов, которые должна выдать обученная нейронная сеть при решении примера. Этот массив необходим при обучении сетей с учителем. При использовании других видов сетей хранение задачником этого массива необязательно. Элементами массива ответов могут быть как числа, так и поля с ограниченным набором состояний. В первом случае будем говорить о задаче аппроксимации функции, а во втором – о задаче классификации объектов.

Полученные ответы

Полученные ответы – массив ответов, выданных сетью при решении примера. Для задачника хранение этой части примера не обязательно.

Оценки

Оценки – массив оценок, полученных сетью за решение всех подзадач примера (число подзадач равно числу ответов примера). Хранение этого массива задачником не обязательно.

Вес примера

Вес примера – скалярный параметр, позволяющий регулировать интенсивность участия примера в процессе обучения. Для не обучаемых нейронных сетей вес примера может использоваться для учета вклада данных примера в формируемую карту связей. Применение весов примеров зависит от типа используемой сети.

Достоверность ответа

При составлении задачника ответы довольно часто получаются как результат измерения или путем логических выводов в условиях нечеткой информации (например, в медицине). В этих случаях одни ответы имеют большую достоверность, чем другие. Некоторые способы построения оценки или формирования карты связей нейронной сети позволяют использовать эти данные. Достоверность ответа является массивом, поскольку ответ каждой подзадачи данного примера может иметь свою достоверность. Каждый элемент массива достоверностей ответов является действительным числом от нуля до единицы.

Уверенность в ответе

При использовании некоторых видов оценки (см. главу «Оценка и интерпретатор ответа») интерпретатор ответа способен оценить уверенность сети в полученном ответе. Массив коэффициентов уверенности сети в ответах (для каждого ответа свой коэффициент уверенности) может оказаться полезным для пользователя. Каждый элемент массива коэффициентов уверенности в ответе является действительным числом от нуля до единицы.

 


Рис. 1. Схема данных задачника.

Все перечисленные выше массивы можно разбить на четыре типа по структуре:

  • Входные данные. Таких массивов обычно два – массив описания полей данных (содержит описание полей данных: имя поля, его тип и возможно некоторую дополнительную информацию) и собственно массив данных. Причем каждый пример имеет свой массив данных, но массив описания полей данных один для всех примеров задачника. Эти массивы имеют одинаковое число элементов, и их элементы попарно соответствуют друг другу.
  • Массив ответов. При обучении с учителем, в задачнике есть, по крайней мере, два массива этого вида – массив описания полей ответов и массив правильных ответов. Кроме того, возможно хранение в задачнике массивов вычисленных ответов, достоверности ответов и уверенности в ответе. Массив описания полей ответов – один для всех примеров задачника. Все остальные массивы данного типа хранятся по одному экземпляру каждого массива на пример.
  • Массив комментариев. Таких массивов обычно только два – массив описания полей комментариев и массив комментариев. Массив описания полей комментариев – один на весь задачник, а массив комментариев – один на пример.

На рис. 1 приведено схематическое устройство задачника. Такое представление данных позволяет гибко использовать память. Однако следует учесть, что часть полей может переходить из одного массива в другой. Например, при исключении одного входного данного из использования (см. главу «Контрастер»), соответствующее ему поле переходит из массива входных данных в массив комментариев.


Оглавление | Введение | П1 | П2 | П3 | Литература
Лекции: 1, 2-3, 4-6, 7.1, 7.2, 8, 9, 10, 11.1, 11.2-12, 13-14, 15-16